Основными
элементами — акторами — международных конфликтов традиционно были суверенные
государства. Иногда государства участвовали в конфликтах, особенно вооруженных,
в рамках коалиций. В коалиционных войнах, которых в истории Европы было немало,
основными элементами становились именно коалиции, а не составлявшие их
отдельные государства. Возникновение международных организаций и выступление их
в роли акторов мировой политики изменили и характер конфликтных ситуаций в
различных регионах. Правда, чаще всего международные организации играют роль
третьей стороны в конфликте, выполняя посреднические функции и гуманитарные
миссии или проводя миротворческие операции. Но можно найти примеры, когда
международные организации выступали в качестве воюющей стороны вооруженного
конфликта, как это случилось с Организацией Объединенных Наций во время
корейской войны 1950-1953 гг. В современных условиях, когда происходит
интернационализация внутренних конфликтов, исчезает грань между ними и
международными конфликтами, поэтому участниками конфликтов становятся
непризнанные государственноподобные образования, политические движения,
террористические организации.
Глобализация
терроризма делает террористические организации активным и серьезным актором в
конфликтных ситуациях, в том числе и одной из воюющих сторон в вооруженных
конфликтах. Пример этому — контртеррористическая операция в Афганистане,
начатая после событий 11 сентября 2001 г., в которой вооруженным силам США и их
союзников противостоят боевики исламского фундаменталистского движения
«Талибан» и террористической сети «Аль-Каида».
Государства
и другие политические акторы играют в конфликтных ситуациях различные роли.
Одни становятся непосредственными участниками событий, другие оказывают первым
прямую или косвенную помощь, но формально сохраняют нейтралитет. В качестве
элементов системы международного конфликта могут рассматриваться и те акторы,
которые выполняют функции третьей стороны. В современном мире такие функции
могут выполнять не только государства и международные организации, но и частные
лица, если они владеют соответствующими профессиональными качествами и
международным политическим авторитетом (см. главу XIII).
Структура
международных конфликтов может иметь разную конфигурацию. Простейший вариант —
двусторонний конфликт. Однако подобная структура встречается крайне редко.
Структура международного конфликта может динамично меняться: расширяться при
увеличении или сужаться при уменьшении числа как непосредственных, так и
косвенных участников конфликта. Могут меняться и роли участников. Непосредственный
участник может становиться косвенным или играть роль третьей стороны. В истории
международных отношений есть примеры, когда какой-либо международный актор
менял свое отношение к проблемам, стоящим в центре конфликта, и начинал
оказывать поддержку противоположной стороне.
Для первой стадии политического конфликта характерно сформировавшееся
отношение сторон по поводу конкретного противоречия или группы противоречий
(это сформировавшееся на основе определенных объективных и субъективных
противоречий принципиальное политическое отношение и соответствующие ему
экономические, идеологические, международно-правовые, военно-стратегические,
дипломатические отношения по поводу данных противоречий, выраженные в более или
менее острой конфликтной форме.)
Второй фазой конфликта является определение стратегии противоборствующими сторонами и форм их борьбы для разрешения имеющихся противоречий, с учетом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств, внутренней и международной ситуации.
Третья стадия связана с вовлечением в борьбу других участников через блоки, союзы, договоры.
Четвертая стадия - нарастание борьбы, вплоть до кризиса, охватывающего поэтапно всех участников с обеих сторон и перерастающего в общенациональный.
Пятая стадия конфликта - переход одной из сторон к практическому применению силы, вначале в демонстративных целях или ограниченных масштабах.
Шестая стадия - это вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения в целях, охватываемых территориях, масштабе и уровне военных действий, применяемых военных средствах) и способный, при известных обстоятельствах, развиться до более высоких уровней вооруженной борьбы (войны как продолжения политики) всех участников.( + а урегулирования, предполагающая постепенную деэскалацию, снижение уровня интенсивности, более активное вовлечение дипломатических средств, поиск взаимных компромиссов, переоценку и корректировку национально-государственных интересов.)
На любой из рассмотренных первых пяти фаз международного конфликта может начаться альтернативный, не эскалационный, а деэскалирующий ход развития, воплощающийся в мирном зондаже и перерыве в военных действиях, переговорах об ослаблении или ограничении данного конфликта.
Ограниченность этого подхода проявляется в абстрагировании от двух важнейших аспектов: от предконфликтных условий и от послеконфликтной стадии развития политических отношений. На наш взгляд, методологически более ценным для анализа природы внутренних вооруженных конфликтов является подход, учитывающий оба отмеченных аспекта.
В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства:
Второй фазой конфликта является определение стратегии противоборствующими сторонами и форм их борьбы для разрешения имеющихся противоречий, с учетом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств, внутренней и международной ситуации.
Третья стадия связана с вовлечением в борьбу других участников через блоки, союзы, договоры.
Четвертая стадия - нарастание борьбы, вплоть до кризиса, охватывающего поэтапно всех участников с обеих сторон и перерастающего в общенациональный.
Пятая стадия конфликта - переход одной из сторон к практическому применению силы, вначале в демонстративных целях или ограниченных масштабах.
Шестая стадия - это вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения в целях, охватываемых территориях, масштабе и уровне военных действий, применяемых военных средствах) и способный, при известных обстоятельствах, развиться до более высоких уровней вооруженной борьбы (войны как продолжения политики) всех участников.( + а урегулирования, предполагающая постепенную деэскалацию, снижение уровня интенсивности, более активное вовлечение дипломатических средств, поиск взаимных компромиссов, переоценку и корректировку национально-государственных интересов.)
На любой из рассмотренных первых пяти фаз международного конфликта может начаться альтернативный, не эскалационный, а деэскалирующий ход развития, воплощающийся в мирном зондаже и перерыве в военных действиях, переговорах об ослаблении или ограничении данного конфликта.
Ограниченность этого подхода проявляется в абстрагировании от двух важнейших аспектов: от предконфликтных условий и от послеконфликтной стадии развития политических отношений. На наш взгляд, методологически более ценным для анализа природы внутренних вооруженных конфликтов является подход, учитывающий оба отмеченных аспекта.
В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства:
·
межгосударственные конфликты (обе противостоящие
стороны представлены государствами или их коалициями);
·
национально-освободительные войны (одна из
сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против
расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами
демократии;
·
внутренние интернационализированные конфликты
(государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на
территории другого государства).
Межгосударственный конфликт
часто реализуется в форме войны. Нужно проводить четкую границу между войной и
военным конфликтом:
·
военные конфликты менее масштабны. Цели - ограничены.
Причины - спорные вопросы. Причина войны - глубинные экономические и
идеологические противоречия меду государствами. Войны более масштабны
·
война - состояние всего общества, участвующего в
ней, военный конфликт - состояние социальной группы
·
война частично меняет дальнейшее развитие
государства, военный конфликт может привести лишь к незначительным изменениям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий