ИНФОРМАЦИОННАЯ ВЛАСТЬ
(information power, от лат informatio
- разъяснение) - возрастающее в наше время значение информации и силы ее
влияния на политические процессы, на процедуры выработки и принятия важных
решений, их пропаганды и реализации. Ныне лидирует тот, кто владеет полной и
своевременной информацией. Целенаправленная информация важна для создания
имиджа властям, политики и политикам. Возрастание роли такой информации привело
к появлению политического маркетинга.
Четвёртая власть — словосочетание,
определяющее и саму прессу, и её
влияние в социуме. Утверждается,
что «журналисты обладают большой властью в обществе».
Первой, второй и третьей властями являются,
соответственно, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Англоязычный же термин -
Fourth Estate, дословно означающий «четвёртое сословие», является
намеком на три сословия европейского средневековья - дворянство, духовенство и
простой люд.
Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ
на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти,
так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо
действия, например, к уплате штрафа.
По Мейеру, медиакратия в сравнении с «четвертой властью»
(медиадемократией) означает гораздо больше, чем дидактическую отмену части
слова демос (народ), а вместе с тем лишение возможности для самоопределения
(суверенитета) гражданина. Гражданин становится пассивным зрителем политических
дебатов в средствах массовой информации без возможности активного
вмешательства, например наблюдая ток-шоу. Это решают вместо зрителя СМИ путем
артикуляции и собственного отбора.
Вместе с утратой значения партий теряется также и значение граждан. Таким образом, собственно демократия соучастия превращается в мнимую
демократию созерцания.
Аналогичную критику СМИ можно найти в труде Homo videns. La sociedad
teledirigida Джованни
Сартори, представителя демократической теории. Он критикует то, как базисные
демократические идеи (участие, прямая демократия) представлены в современных
средствах массовой информации. По его мнению, в СМИ не реализуется принцип
конкуренции, поскольку они представляют частные мнения спонсоров и
рекламодателей, а не зрителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий